15.10.2010
Россия подписала с Кипром соглашение о прозрачности взаимных инвестиций
7 октября 2010 года в рамках визита президента России на Кипр министерства финансов двух стран подписали протокол о внесении изменений в соглашение между российским правительством и правительством Кипра об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал. Предполагается, что документ будет ратифицирован и вступит в силу уже с 1 января 2011 года.
Комментируя внесенные изменения, Дмитрий Медведев заявил, что они позволят сделать систему инвестиций более прозрачной и понятной для контроля властей.
«Кипр рассматривается нашими бизнесменами как очень удобная площадка для того, чтобы осуществлять инвестиции», - цитирует главу РФ агентство РИА Новости. По словам президента, общий объем накопленных инвестиций с использованием кипрской юрисдикции составляет более $50 млрд.
Президент Кипра Димитрис Христофиас отметил, что отношения России и Кипра строятся на взаимном доверии и на взаимной выгоде. «И поэтому мы оба озаботились тем, чтобы те возможности, которые могли бы бросить тень на чистоту денег, были уничтожены», - сказал он. По его мнению, подписанные изменения к соглашению об избежании двойного налогообложения создают для этого все условия.
Итоги подписания протокола:
- Кипр будет исключен из черного списка Минфина РФ. С этого момента все дивиденды, полученные российскими акционерами от участия акционерного капитала в дочерних структурах Кипра, не будут облагаться налогом в России.
- Компании из других юрисдикций, являющиеся налоговыми резидентами Кипра, не смогут пользоваться преимуществами соглашения об избежании двойного налогообложения между РФ и Кипром.
- Изменения коснутся и дохода от прироста капитала. С 2015 года при продаже кипрской компании, более 50% имущества которой находится на территории Российской Федерации, налог на недвижимость будет взиматься по российским ставкам. Взимание налогов на территории, где находится продавец, возможно лишь в случае преобразования компании, когда размещаемые акции котируются на бирже, и если продавцом будет являться пенсионный фонд, страховой фонд, правительство любой из двух стран.
Ставки налоговых вычетов останутся прежними (дивиденды-5% , роялти-0%, проценты на капитал-0%)
- Изменится текущее условие, что прямое инвестирование в капитал российской компании в сумме менее 100.000 USD выражается в 10% ставке налога на дивиденды. Теперь эта сумма будет равняться 100.000 Euro.
- Понятие “дивиденды” будет трактоваться шире, к ним будут отнесены выплаты по акциям взаимных инвестиционных фондов и подобных инструментов коллективного инвестирования. К акциям будут также отнесены депозитарные расписки.
- Понятие “процент” также будет включать доход от долговых требований любого рода независимо от того обеспечены они залогом или нет, несут ли они право на участие в прибыли должника. Однако сюда не включаются штрафы за просроченный платёж или проценты, которые будут классифицированы как дивиденды на основании других положений закона.
Любые проценты, которые российские налоговые органы причисляют к дивидендам, (согласно правилам недостаточной капитализации) будут рассчитываться по ставке налога на дивиденды.
- Статья 8 будет изменена в отношении налогообложения дохода от международных транспортных услуг. Теперь такой доход подлежит налогообложению только в стране, где осуществляется “эффективное управление”. То есть для российских бизнесменов простого резиденства будет недостаточно, возникнет необходимость доказывания осуществления «эффективного менеджмента» с территории Кипра.
- Статья 4 “Резидент” будет дополнена новым пунктом, который устанавливает, что если невозможно определить место “эффективного управления”, то власти договаривающихся стран должны будут установить его путём взаимного соглашения в каждом отдельном случае.
- Россия и Кипр будут обмениваться налоговой информацией по стандартам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Будет чётко предусмотрен тот факт, если одной из стран не нужна информация для своих собственных целей, то она не должна сопротивляться собиранию такой информации в ответ на запрос из другой страны. В то же время не может предоставляться информация, которая не является доступной в силу закона договаривающейся страны. Предусматривается, что профессиональные тайны (банковские или личные) не могут быть оправданием отказа в предоставлении информации.
Однако условия, по которым правила конфиденциальности могут быть сняты, подлежат детальной разработке внутреннего законодательства двух стран. В случае с Кипром необходимо согласие Министра Юстиции перед тем, как какая-либо информация будет выдана.