За последние пять лет Украина потратила на IT-нужды госструктур 2 млрд грн. Судя по итогам, львиная доля этих денег осела в карманах чиновников и «дружественных» лиц благодаря использованию в схемах информатизации непрозрачных процедур и участию «карманных» компаний.
«Заявку на поступление в польский университет я отсылала через интернет, и такая схема абсолютно несопоставима с очередями и неудобными правилами работы украинских вузов», — говорит Екатерина Прищепа, студентка Варшавского университета. В Великобритании и ряде других развитых держав налоговая отчетность сдается по сети интернет. Процедура занимает пару секунд, а информация о том, что налогоплательщик выполнил свой долг перед государством, размещается на сайте. Упрощение и ускорение диалога между гражданином и госуправленцами происходит благодаря повсеместному внедрению информационных технологий в госструктурах. Везде, но только не в Украине.
Украинские власти с 2004 г. на разработку IT-систем и ПО для госорганов уже потратили свыше 2 млрд грн. (см. «Бюджетные средства...»). Сколько же было потрачено на аналогичные цели до 2004-го — сказать сложно, т. к. до того момента отдельной строкой соответствующие расходы в госбюджете не выделялись. Чиновники Госкомитета по информатизации не смогли ответить журналистам «ВД», сколько средств тратится на IT для власти.
На первый взгляд, вливания из бюджета приносят свои плоды. «Некоторые госорганы достаточно активно развивают собственные информационные структуры. Хоть эти проекты и нельзя считать эталонными, часть IT-сервисов уже работает: системы приема налоговой отчетности в электронном формате», — отмечает Геннадий Карпов, директор по технологиям IT-компании De Novo.
На самом же деле польза от таких новаций иногда весьма условна. К примеру, внедрение электронной отчетности по уплате НДС в Украине упростила жизнь фискалам, но отнюдь не налогоплательщикам. «Налогоплательщик обязан вместе с электронной формой подавать и бумажную! В местных органах ГНАУ украинцы сталкиваются с несусветными очередями и вопиющим человеческим фактором. Инспектор во время приема отчетности может проверять вводные требования, о которых сам налогоплательщик ничего не знает. Тебя начинают буквально пытать», — возмущается Леонид Рубаненко, глава Союза налоговых консультантов.
В итоге коррупции меньше не стало. А ведь система как раз и была задумана для того, чтобы свести влияние человеческого фактора к минимуму. Именно так поступили в России. «На входе в налоговую плательщик использует терминал, выдающий ему чек с указанием номера. На табло появляется номер инспектора, соответствующий номеру чека. При этом не надо налаживать коррупционные связи со своим инспектором — неизвестно, к кому вы попадете в следующий раз», — поясняет Ярослав Ломакин, управляющий партнер Honest&Bright Company.
В России информационные технологии для государственных структур создаются как международными компаниями уровня Microsoft, IBM, Oracle, Adobe и т. д., так и российскими специалистами, но на платформах иностранных разработчиков. В Украине же пытаются изобрести велосипед: каждое ведомство руководствуется своими целями, в результате чего координация информационных систем различных госструктур усложнена.
Большую часть ПО для наших фискалов разрабатывали силами собственного Департамента информационно-аналитического обеспечения ГНАУ. Среди разработчиков ПО для налоговиков также фигурируют такие компании, как Softline, «Бест-Звіт», «Атлас», «Интеллект-Сервис». В 2007-2008 гг. были разработаны такие программы, как система «Конвертационные це нтры», «Мониторинг реестра плательщиков НДС», «Реестр учета открытых и закрытых банковских счетов налогоплательщиков» и т. д.
В МЧС «ВД» пожаловались на нехватку денег и не смогли указать названия компаний-разработчиков. С 2004 г. для ведомства были разработаны подсистема «Статистика пожаров», web-портал, подсистема мониторинга состояния потенциально опасных объектов и т. п.
Аналогичную картину можно лицезреть и в большинстве других госструктур, увлеченных собственной информатизацией «во благо украинцев». Казначейство и Государственная таможенная служба, к которым обратилась «ВД», вообще не смогли предоставить ответы по итогам реализации программ информатизации.
В соответствии с Положением «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства» компании-разработчики программного обеспечения и IT-систем определяются на основании тендеров, которые зачастую проводятся «под заказ». Участие в тендерах может обходиться компаниям в десятки тысяч долларов. На самом мероприятии игроки уровня Oracle могут запросто проиграть малоизвестным местным IT-конторам. Хотя местные умельцы и возьмут в итоге за свои услугу сумму, в несколько раз превышающую расценки международных компаний. «Тендеры на разработку и внедрение специализированных систем в Украине носят если не адресный, то достаточно закрытый характер. Участники рынка недостаточно информированы о проведении тендеров, что ограничивает доступ госучреждений к новейшим технологиям. По моему мнению, большинство госкомитетов отдают предпочтение узкому кругу привычных постоянных поставщиков программного обеспечения и оборудования», — считает Дмитрий Попинако, генеральный директор Innoware. Среди основных «любимчиков» госведомств стоит упомянуть консорциум «ЕДАПС», компании Softline, «Арт-Мастер» (AM-Soft), «Компьютерные информационные технологии».
Не называя конкретных сумм, международные разработчики заявляют, что скидки при получении госзаказа могут достигать 99%(!). Мол, сам факт сотрудничества с госорганами для разработчиков является больше имиджевым шагом и не сулит больших прибылей . Но позволим себе утверждать обратное.
«Обычно затраты на разработку программного обеспечения, его сопровождение и покупку лицензионного софта составляют порядка 15-20% средств, направляемых на информатизацию центральных органов исполнительной власти», — говорит Виталий Окнов, заведующий сектором развития программного обеспечения Государственного комитета информатизации. Согласно этой оценке и данным госбюджетов за 2004-2008 гг., на разработку ПО, к примеру, для Минтруда было выделено свыше 26 млн грн., на софт для Секретариата президента — 6 млн грн. Для сравнения: автоматизированные информационные системы управления для крупных коммерческих банков или страховых компаний с филиальной сетью, охватывающей территорию всего государства, обходятся в $0,5-3 млн. Причем это коммерческая цена. Без учета скидок, обещанных власти.
На создание и функционирование Государственной информационной системы регистрационного учета физических лиц и их документооборота было потрачено 188,9 млн грн. «За $30 млн можно было создать общенациональную автоматизированную информационную систему», — убежден Павел Сиделев, директор ООО «Юником Системс».
«Часто купленные или разработанные для ведомств системы до конца не внедряются, или же их использование потом прекращается. Очень часто одну и ту же систему в госорганах фрагментарно начинают создавать из года в год. При этом каждый новый поставщик программного обеспечения или разработчик чаще игнорирует предыдущие наработки и пытается все внедрить по-новому», — говорит Олег Верцимаха, IT-эксперт компании Astrum Investment Management. Дело в том, что провести тендер и заключить контракт госорган может только во второй половине года. Именно тогда Кабмин окончательно визирует соответствующие статьи бюджетных расходов. Но договоры госструктур не могут переходить на следующий год. Одна компания может за пару месяцев освоить средства текущего года, проект будет выполнен на «тяп-ляп». На следующий год в тендере появится другой победитель, который начнет разработку с нуля. Да и сами госорганы, похоже, попросту не готовы к автоматизации и упрощению процессов своей работы. Ведь информатизация приведет к серьезному урезанию расходов на содержание бюрократического аппарата. В итоге, не отрицая полезности IT-развития, ведомства охотно осваивают бюджетные деньги, причем часть этих средств просто утекает в карманы чиновников — через завышение стоимости разработки ПО.
Средства на создание пресловутых информационно-аналитических систем выписываются ежегодно. Например, Минтруда получает деньги на создание системы информационно-аналитического обеспечения, т. е. на одни и те же цели, не менее семи лет, Секретариат президента — не менее пяти лет. По мнению «ВД», за это время каждое ведомство уже могло бы обзавестись функционирующей и удобной информационно-аналитической системой. К примеру, автоматизированная информационная система «Общественная приемная Минэкономразвития России» была разработана в течение 2006 г. и введена в эксплуатацию в 2007 г. Кстати, эта система, помимо всего прочего, позволяет гражданину через интернет отслеживать состояние своего обращения или заявки.
В бюджете-2009 расходы на информатизацию, по сравнению с 2008-м, уменьшены почти в 11 раз — до 46,934 млн грн. (см. «Бюджетные средства...», стр. 21). «Бюджетное финансирование исполнения проектов информатизации госорганов на 2009 год было сокращено в связи с финансовым кризисом», — поясняет Виталий Окнов. Однако в украинских реалиях бюджетное урезание вряд ли нанесет серьезный урон IT-совершенствованию госсферы. Хаотичные выделения средств на разрозненные проекты отдельных органов до сих пор не приносили видимых плодов.
По мнению «ВД», навести порядок в информатизации госаппарата можно, введя общегосударственные стандарты программного обеспечения ведомств и вычеркнув расходы на пересекающиеся и дублирующие друг друга проекты. Следует исключить возможность многократных заказов одного и того же проекта разным компаниям, которые меняются у большинства органов в зависимости от направления «политического ветра». «В Украине отсутствует единая концепция развития информационного пространства. Каждое министерство в лучшем случае руководствуется разработанной сугубо под свои нужды концепцией, которая зачастую реализовывается по остаточному принципу», — говорит Александр Колесник, заместитель директора департамента продаж в государственном секторе ООО «БМС Консалтинг».
Для начала бюрократическую «махину» можно хотя бы автоматизировать, обязав чиновников отвечать на запросы населения через e-mail. По мнению украинских разработчиков, для создания электронного правительства каждого чиновника и каждое госпредприятие следует обеспечить банальной электронной почтой, которая сохраняла бы всю переписку с гражданами и сама выявляла бы просроченные ответы, что прямо говорило бы об эффективности работы того или иного чиновника. Сделать запрос необходимых данных или справки через домашний ПК или интернет-кафе в тысячу раз проще вечером после работы, чем стоя в очереди в ожидании очередной бумажки или ответа. Свою лепту в решение задач могут внести международные разработчики, такие как Oracle, IBM, Microsoft, Novell, Adobe. Они обладают готовыми решениями для правительственных органов, которые могут адаптироваться к реалиям Украины. Свои программные продукты готовы создавать и создают и наши компании, но, примененные к системам госорганов, они должны быть для начала унифицированы. По словам Павла Сиделева, власть могла бы позволить отечественным открытым группам разработчиков реализовывать проекты уровня электронного пр авительства при участии ведомства, контролирующего процесс. «Я думаю, масса программистов приняла бы в этом участие просто из любви к родине, пытаясь уменьшить бюрократизм и проволочки», — резюмирует эксперт.
Сайты госведомств — отдельная история. «Их идеология носит рекламный характер, вместо того чтобы исполнять справочные, утилитарные функции, ориентированные на простых граждан. Найти там простую и действительно необходимую рядовому гражданину или организации информацию довольно проблематично», — отмечает Степан Слепцов, директор Бюро бизнес-инжиниринга.
Расценкам же на создание web-пространства для отечественных властей может позавидовать любой крупный разработчик. В 2002 г. только на первый этап разработки Единого web-портала КМУ было потрачено 969 тыс. грн., или около $200 тыс. (по курсу 5 грн. за $1). Хотя, по оценкам экспертов, можно было обойтись намного более скромными суммами. «В разработке ПО применяется оценка проектов в человеко-часах. Стоимость такого часа зависит от разных факторов — квалификации специалиста, длительности контракта и т. д. По нашим оценкам, бюджет создания правительственного портала колеблется между 1500 и 2500 часами», — говорит Алексей Юзефов, директор ООО «Студия Лимон». В конце 2008 г. среднерыночная цена часа работы украинского программиста составляла $40. Получается, что портал www.kmu.gov.ua должен был бы обойтись в $60-100 тыс. Более простые проекты обходятся налогоплательщикам в не менее красивые суммы. Так, в 2008 г. расходы на новый сайт спикера Верховной Рады и обновление существующего парламентского составили 493 тыс. грн.
Каждое госведомство разрабатывает собственные IT на свой лад. И через 10-20 лет Украина может оказаться на задворках Европы
Все потуги отечественной власти на информатизацию своих функций остаются без видимого результата — несмотря на ежегодные миллионные вливания, бюрократическая машина по большей части продолжает работать дедовскими методами. О причинах такого положения дел и путях решения проблемы IT-развития отечественных госструктур «ВД» рассказали Владимир Чайковский, директор по работе с государственными учреждениями компании Microsoft Ukraine, Даниил Ключников, глава представительства Adobe Systems Inc. в Украине, и Юрий Пероганич, генеральный директор Ассоциации предпринимателей информационных технологий Украины.
Источник: Власть Денег, Январь 2009, (№211)
Автор: Маргарита Ормоцадзе
Быстро и конфиденциально.
Квалифицированный специалист даст бесплатную консультацию по телефону, поможет Вам определиться и назначит встречу в удобное Вам время.
Звоните прямо сейчас по телефону: +7 (495) 775-85-78
Пишите по адресу: moscow@hbcomp.co.uk
20.03.2024 10:37:00
10 самых счастливых и несчастных стран мира
Исследовательская группа Sapien Labs опу ...
19.03.2024 13:45:00
Румыния: новые условия для голубых карт ЕС
С 8 марта 2024 года в Румынии вступили в ...