Главная > О компании > Вопросы и ответы > Что нужно знать о КИК

Что нужно знать о КИК


				12.10.2016
						

IEpLxkfOJgk.jpg

Скорее всего, в связи с принятием Федерального закона о внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций) №376-ФЗ (далее – «ФЗ – 376» или «Закон о КИК») у Вас возник ряд вопросов.

Мы надеемся, что дальнейшее информационное письмо поможет разъяснить некоторые из них, а также в принципе даст возможность скорректировать работу Вашего бизнеса в условиях деоффшоризации российского законодательства.


1. О чем необходимо уведомлять Налоговую Службу?

Налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган по месту своей регистрации:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов).

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения, то есть является бенефициаром такой структуры);

3) о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

2. До какого числа необходимо уведомить налоговый орган?

В соответствии с ч. 3 ст. 4 ФЗ – 376  Налоговый орган необходимо было уведомить до 15 июня 2015 года. (Если контролируемая иностранная компания была зарегистрирована до указанного числа).

С момента возникновения участия в иностранной контролируемой компании необходимо уведомить налоговую службу в течение 3- х месяцев.

3. Что такое контролируемая иностранная компания (КИК)?

КИК признается компания, которая соответствует двум условиям:

1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;

2) контролирующими лицами организации являются организации и/или физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

В том числе, КИК признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующими лицами которой являются организации и/или физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации

4. Являюсь ли я контролирующим лицом КИК?

Контролирующим лицом в отношении КИК будет признано:

1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов;

2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов.

5. Я не являюсь ни директором, ни акционером компании, а единственными документами, в которых есть мое имя и название компании на одном листе являются Доверенность и Трастовая декларация. Могу ли я быть признан контролирующим лицом?

Да, можете. Вы можете быть признаны контролирующим лицом, если являетесь бенефициаром компании, то есть Вы оказываете или имеете возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые такой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и организацией и (или) иными лицами.

То есть, если Вы прямо или косвенно влияете на принятие решений в организации, а также прямо или косвенно несете риски за принятые организацией решения, с точки зрения налоговых органов РФ, Вы осуществляете контроль за иностранной компанией, а, значит, являетесь контролирующим лицом. Соответственно, Вам необходимо заявить о наличии у Вас КИК.

6. Раньше у меня была иностранная компания, которую я контролировал, но я ее давно не использую. Более того, я даже не плачу за ее продление государственные пошлины. Мне эта компания не нужна, я ее «бросил». Должен ли я уведомлять Налоговую службу о наличии у меня КИК?

Да, должны. Если Ваш случай похож на ситуацию, описанную выше, то у Вас существует обязанность уведомления налоговых органов.

Можно не уведомлять о компаниях, в которых Вы были контролирующим лицом в следующих случаях:

1) Компания была должным образом ликвидирована до 14.06.2015 года. Это значит, что у Вас есть сертификат о ликвидации компании. Во всех иных случаях, компания не считается ликвидированной должным образом.

2) Компания была полностью передана иному лицу, а процедура передачи была должным образом легализована и завершена. В зависимости от того, каким способом была произведена передача компании, у Вас на руках должны быть соответствующие документы, которые подтвердят такую передачу.

7. Может ли кто-то за меня уведомить Налоговую Службу?

Декларацию о КИК Вы можете заполнить только от своего имени и подать ее 1 раз в год, занеся в нее все данные по Вашим компаниям. Отнести декларацию в Налоговую можете Вы самостоятельно либо Ваше доверенное лицо по доверенности, выпущенной от Вас. Доверенность должна быть нотариально заверена. В доверенности должны быть прописаны полномочия по представлению Ваших интересов в органах гос. власти, желательно указать конкретный налоговый орган.

8. Как подать уведомление в Налоговую службу? Существует ли какая-либо форма?

Уведомление в Налоговую службу предоставляется по определённой форме. Ознакомиться с формой можно здесь: http://www.nalog.ru/rn77/about_fts/docs/5541494/

9. Какую информацию должно содержать уведомление?

Закон определяет, какая информация должна содержаться в уведомлении о КИК. Так, уведомление должно содержать:

1) период, за который представляется уведомление;

2) наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), уведомление об участии в которой (об учреждении которой) представлено налогоплательщиком;

3) регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги), адрес в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) иностранной организации при их наличии;

4) организационная форма иностранной структуры без образования юридического лица, наименование и реквизиты документа об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица, дата учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица, регистрационный номер (иной идентификатор) в государстве учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица при их наличии (или их аналоги);

5) дата, являющаяся последним днем периода, за который составляется финансовая отчетность организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;

6) дата составления финансовой отчетности организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;

7) дата составления аудиторского заключения по финансовой отчетности иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год (если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или такой аудит осуществляется иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) добровольно);

8) доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия, в том числе через российскую организацию и (или) с использованием иностранной структуры без образования юридического лица, в случае, если налогоплательщик признается контролирующим лицом такой иностранной структуры без образования юридического лица, с указанием следующих сведений:

- сведения, предусмотренные подпунктами 2, 3 и 4 настоящего пункта, - в отношении каждой последующей организации (иностранной структуры без образования юридического лица), через которую (с использованием которой) реализовано косвенное участие в иностранной организации;

- наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет налогоплательщика - российской организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;

- доля участия в каждой последующей организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;


9) описание оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной компании;

10) описание оснований для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом.

Под финансовой отчетностью понимается неконсолидированная финансовая отчетность организации.

10. Подлежит ли прибыль КИК налогообложению в соответствии с Налоговым Кодексом РФ?

Прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы за налоговый период по соответствующему налогу, если ее величина, составила более 10 000 000 рублей.

Однако, как мы видим из пункта 10 предыдущего вопроса, прибыль может быть освобождена от налогообложения в России. Законодатель определил 8 оснований, по которым прибыль КИК может не облагаться налогом на территории Российской Федерации:

1) она является некоммерческой организацией, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами;
2) она образована в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза и имеет постоянное местонахождение в этом государстве (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия);

3) эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации, определяемая в соответствии с настоящей статьей по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций;

4) она является одной из следующих контролируемых иностранных компаний:

активной иностранной компанией;

активной иностранной холдинговой компанией;

активной иностранной субхолдинговой компанией;

5) она является банком или страховой организацией, осуществляющими деятельность в соответствии со своим личным законом на основании лицензии или иного специального разрешения на осуществление банковской или страховой деятельности;

6) она является одной из следующих иностранных организаций:

эмитентом обращающихся облигаций;

организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;

7) она участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых на основании заключаемых с государством (территорией) или с уполномоченными правительством такого государства (территории) организациями соглашений о разделе продукции, концессионных соглашений, лицензионных соглашений или сервисных соглашений (контрактов), аналогичных соглашениям о разделе продукции, либо на основании иных аналогичных соглашений, заключаемых на условиях распределения риска.

Прибыль контролируемых иностранных компаний, указанных в настоящем подпункте, освобождается от налогообложения при соблюдении всех следующих требований:

иностранная организация участвует в проектах по добыче полезных ископаемых в качестве стороны соглашения (контракта), указанного в абзаце первом настоящего подпункта;

доля доходов, полученных от участия в соглашениях (контрактах), указанных в абзаце первом настоящего подпункта, за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90 процентов в общей сумме доходов такой организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период либо доходы у такой организации за указанный период отсутствуют;

8) она является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья.

11. На основании каких документов рассчитывается прибыль КИК?

Подтверждение показателей доходности компании являются документы финансовой отчетности, подготовленные в соответствии с законодательством страны инкорпорации (регистрации) компании. Под финансовой отчетностью понимается неконсолидированная финансовая отчетность компании.

Налогоплательщик - контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании, с приложением следующих документов:

1) финансовая отчетность контролируемой иностранной компании или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы;

2) аудиторское заключение по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, если в соответствии с личным законом этой контролируемой иностранной компании установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности.

12. По закону страны регистрации моей компании, я не должен сдавать финансовую отчетность. Необходимо ли мне сдавать финансовую отчетность в таком случае? В соответствии с каким законом сдавать отчетность в таком случае?

Да, необходимо, поскольку только финансовая отчётность сможет подтвердить показатели Вашей компании. Данные показатели будут важны, если Вы хотите претендовать на освобождение прибыли КИК от налогообложения по основаниям 3 и 5 из девятого вопроса. Если в юрисдикции, где зарегистрирована компания, нет требования об обязательной сдаче финансовой отчетности, необходимо сдать отчетность в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета и аудита.

13. Является ли непредставление уведомления Налоговой службы о КИК налоговым правонарушением?

Непредставление уведомления об участии в иностранных организациях по основаниям и в установленные сроки признается налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена 129.6 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Хотели бы обратить Ваше внимание, что при наличии у налогового органа информации, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств в рамках обмена информацией в налоговых целях в соответствии с международными договорами Российской Федерации, свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), но такое лицо не направило в налоговый орган уведомление, налоговый орган направляет этому налогоплательщику требование представить в течение двадцати дней необходимые пояснения или представить уведомление в установленный налоговым органом срок.

Неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 100 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения..

Неуплата или неполная уплата контролирующим лицом, являющимся налогоплательщиком - физическим лицом или организацией, сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками - физическими лицами, налоговую базу по налогу на прибыль организаций для контролирующих лиц, являющихся налогоплательщиками - организациями, но не менее 100 000 рублей.

14. Как верно скорректировать работу бизнеса в свете всех выше обозначенных вопросов?

В свете последних изменений, мы бы хотели обратить Ваше внимание, что в первую очередь необходимо собрать всю информацию по бизнес-структурам и Вашему участию в них. Также, необходимо подготовить хотя бы черновой вариант финансовой отчетности, чтобы четко понимать, возможно ли претендовать на основания по освобождению прибыли компании от налогообложения.

Корректировка работы бизнес-структуры в свете деоффшоризации российского налогового законодательства возможна, но требует индивидуального подхода в каждом случае. 

Возврат к списку новостей

Быстро и конфиденциально.
Квалифицированный специалист даст бесплатную консультацию по телефону, поможет Вам определиться и назначит встречу в удобное Вам время.
Звоните прямо сейчас по телефону: +7 (495) 775-85-78

Пишите по адресу: moscow@hbcomp.co.uk


Новости

17.05.2018 18:54:00

Швейцария осуществила передачу первых данных по Конвенции ОЭСР

Федеральное налоговое управление Швейцарии передало первую партию ...

Подробнее

16.05.2018 18:50:00

Сент-Люсия присоединилась к инклюзивной группе BEPS

09 мая 2018 года Сент-Люсия объявила о присоединении к инклюзивной ...

Подробнее

11.05.2018 15:31:00

Мальта ратифицировала Многостороннюю Конвенцию ОЭСР

27 апреля 2018 года Мальта ратифицировала Многостороннюю Конвенцию ...

Подробнее