Вся прошедшая неделя прошла в постоянных разъездах по Украине.
Побывал я и на своей родине: Первомайске, Николаевской области.
Во времена СССР это был город с более чем 80-ю тысячным населением, работающими заводами, окруженный процветающими колхозами.
Сгущенка с Первомайского молочного завода встречалась и в Москве. А вспомогательные судовые дизеля, делал единственный в своём роде завод 25-и летия Октября для всего Союза.
Проходя мимо проходной "25-го завода" (как его называют до сих пор местные жители), был удивлён тишиной и спокойствием. Территория пуста. Трубы не дымят. Лишь изредка показывается охранник.
Позже, проходя по мосту через железнодорожную станцию, увидел, что многие пути, которые ранее шли к заводу - разобраны. Площадки, которые раньше были заполнены чугунными отливками картеров судовых дизелей - пусты и заросли бурьяном.
В общем не работает производство.
Завод, который снабжал все верфи союза, после развала союза стал никому не нужен.
Даже если сейчас туда придёт инвестор то технологические линии которые есть на заводе устарели. И для конкурентного производства нужны новые технологии и специалисты, которых ещё поищи в городе, население которого почти на треть состоит из пенсионеров и учеников и неуклонно уменьшается (согласно официальным данным сейчас в Первомайске 67 тысяч населения из которых 17 тысяч пенсионеры).
И теперь он стоит и постепенно разваливается даже не имея надежды, что когда нибудь в нём опять забурлит жизнь и начнётся снова производство.
Наблюдая эту унылую картину я даже подумал: пришел бы хоть какой-то рейдер, захватил-поглотил бы завод, глядишь и продал бы его какому бизнесмену за приемлемую цену. И делали бы не дизеля, а те же китайцы - мопеды бы собирали или ещё какое полезное дело организовали!
Тут мимо меня проехал, медленно - дорог в Первомайске нет, Порш-Кайен.
И я понял, что деньги в Первомайске есть и наверняка уже были попытки отбить завод.
Почему же завод до сих пор не захвачен и не перепрофилированн, как это происходит всегда после успешного рейда?
Видимо у завода есть что-то такое, что помешало захвату.
Но что это? Как определить - есть ли на заводе, кроме земли и станков в цехах долги и обязательства, которые придется выплачивать рейдеру после захвата?
Или можно ли будет в принципе продать землю завода? Или она не принадлежит ему, а в аренде?
А вдруг у завода такие долги по зарплате и судовые иски от работяг, что всякого кто зайдёт на завод - разденут до нитки?
Какие же вопросы задают аналитики компаний, которые занимаются сделками слияния и поглощения?
Я специально выложил на сайте типовой перечень запросов аналитиков, которые нужно выяснить для принятия решения о рейдерском захвате.
Перечень достаточно большой.
Вот 7 блоков информации, которые интересуют рейдеров в первую очередь и кратко для чего это им нужно:
1. КОРПОРАТИВНАЯ СТРУКТУРА КОМПАНИИ
знать как организовать скупку акций, возможно ли это в принципе
2. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И НЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ ОБЩЕСТВА
знать, сколько можно будет получить от распродажи
3. СОСТОЯНИЕ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
оценить возможность доведения до банкротства и наличия обязательств и заложенных "отравленных пилюль"
4. СУДЕБНЫЕ ДЕЛА
есть ли тяжбы, которые помешают реализовать активы
5. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
есть ли проблемы с работниками, которые помешают захвату или последующей реализации активов, наличие "золотых парашютов", возможность вербовки TOPов
6. АКТЫ ПРОВЕРОК КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ
наличие претензий или отсутствие таковых к предприятию
7. НЕДВИЖИМОСТЬ И ЭКОЛОГИЯ
есть ли возможность продать землю, здания, права на использования природных ресурсов без дополнительных расходов на оформление в БТИ и прочих кадастрах.
Вот что интересует аналитиков рейдерских компаний.
Если Вам задают подобные вопросы о вашем бизнесе. Или вы вдруг узнаёте, что вашу юридическую и финансовую документацию усиленно копируют и сканируют. Или у Вас появился новый сотрудник, который хочет "всё-всё" знать.
Задумайтесь - защищён ли ваш завод от захвата?
Знаете ли вы о тех узких местах, куда могут ударить рейдеры?
Задайте вопросы своим юристам по каждому из приведенных пунктов. Всё ли в порядке с договорами поставки? Всё ли в порядке с лицензиями и разрешениями? Есть ли судовые иски к компании?
Об основных признаках "рейдопригодности" вашей компании и мы поговорим в следующих выпусках нашей рассылки.
А пока: возможно у Вас есть конкретный вопрос или тема которую надо рассмотреть.
Пишите мне на e-mail y.lomakin@hbcomp.co.uk
Отвечу всем, а наиболее востребованным темам посвящу выпуски рассылок.
С уважением,
Я.Н. Ломакин
Управляющий партнёр
Honest & Bright Company Ltd.
|