Главная > О компании > Публикации > Субъекты права интеллектуальной собственности на географическое обозначение

Субъекты права интеллектуальной собственности на географическое обозначение


				13.01.2009
						

Одним из нерешенных вопросов сегодня является выявление собственника географического обозначения. Для определения субъектного состава права интеллектуальной собственности на географическое обозначение обратимся сначала к действующему отечественному законодательству. В статье 501 Гражданского кодекса Украины (ГК) право интеллектуальной собственности на географическое обозначение возникает с момента государственной регистрации этого права, если другое не установлено законом. Согласно статье 502 ГК, субъектами права интеллектуальной собственности на географическое обозначение являются производители товаров, ассоциации потребителей, другие лица, определенные законом. То есть в ГК прямо указан субъектный состав с перечнем полномочий:

  • право на признание обозначения товара географическим обозначением;
  • право на использование географического обозначения;
  • право препятствовать неправомерному использованию географического обозначения, в том числе запрещать такое использование.

Для детализации рассмотрим статью 9 Закона Украины «Об охране прав обозначения происхождения товаров» (Закон), в которой определены субъекты, имеющие лишь право на регистрацию квалифицированного обозначения происхождения, и субъекты, имеющие право на использование уже зарегистрированного названия места происхождения товара или зарегистрированного географического обозначения происхождения товара. То есть право интеллектуальной собственности на географическое наименование сводится лишь к возможности пользоваться этим объектом производителями товара.

Традиционно право собственности содержит три составляющие: право владения, право пользования и право распоряжения. Но не все эти составляющие института права собственности законодательно сосредоточены в лице товаропроизводителя. С момента регистрации владелец свидетельства на географическое обозначение имеет право пользоваться, следовательно, и владеть этим объектом интеллектуальной собственности. Специфика заключается в отсутствии полномочий на право распоряжения географическим обозначением.

Существует мнение, что право распоряжения принадлежит государству, на территории которого находится географическое обозначение, и что оно реализуется путем наделения товаропроизводителей правом на использование географических обозначений на основании нормативных актов, принятых компетентными государственными органами. Гипотетически так, поскольку государство выдает свидетельства заявителям и аннулирует их в случае несоблюдения обязательных для определенного вида товара требований, но право распоряжения весьма ограничено рамками законодательства и не может быть реализовано в полном объеме.

Следует сделать ударение на том, что право собственности на географическое обозначение возникает только с момента его регистрации, инициатором которого является товаропроизводитель. То есть государство в лице уполномоченных органов не может по собственному желанию зарегистрировать географическое обозначение, а потому не может получить право распоряжаться и пользоваться этим объектом. Государство скорее выполняет функцию регистратора географического обозначения и контролера соблюдения надлежащего качества при производстве товара, чем является полноценным собственником. Напомню, что право распоряжения — это юридически закрепленная возможность собственника самостоятельно решать судьбу имущества путем его отчуждения другим лицам, изменения его состояния и назначения.

Следовательно, для определения статуса собственника географического обозначения законодателем недостаточно закреплен в нормах надлежащий объем полномочий. Так, государство в лице его органов не имеет права использовать географическое обозначение, а процент права распоряжения этим средством ин дивидуализации настолько мизерный, что полностью сводится на нет. Что касается товаропроизводителей, то норма Закона прямо запрещает выдавать лицензию на использование географического обозначения, так как производимый товар должен отвечать определенным стандартам качества, которые взаимосвязаны с естественными условиями и человеческим фактором.

Проанализировав, логично будет признать, что юридическое содержание и смысл имеет лишь правомочность на использование географического обозначения, а именно: право на использование географического обозначения для определенных товаров, право на определение обозначения географическим и право на защиту от неправомерного использования географического обозначения. Исходя из этого, следует отметить, что право на географическое обозначение не носит абсолютного характера, поскольку товаропроизводители, получившие свидетельство на его использование, наделены лишь правом использования, право же на распоряжение им за ними не закреплено.

Рассмотрим вариант, когда товаропроизводитель, например, решил продать собственное предприятие, уже использующее зарегистрированное географическое обозначение. В данном случае имущественный комплекс вместе с производством и средством индивидуализации товара переходит к другому владельцу, с условием, что последний будет придерживаться всех требований качественного изготовления соответствующей продукции. В этом случае нужно разработать процедуру регистрации свидетельства не путем выдачи нового, а путем внесения изменений в старое свидетельство, что уменьшит объем необходимой работы и количество финансовых расходов.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что собственником географического обозначения фактически является товаропроизводитель, но в Закон следует внести соответствующие изменения, которые отвечали бы положениям ГК, а именно: «Каждый товаропроизводитель, получивший свидетельство на использование географического обозначения, является его собственником». Что касается распоряжения, то можно закрепить в нормах право товаропроизводителя продать, подарить, передать право на географическое обозначение вместе с целостным имущественным комплексом на соответствующей географической территории, где производится определенный продукт, при условии соблюдения всех его указанных качеств.

Также необходимо разграничивать такие понятия, как зарегистрированное географическое обозначение, существующее только абстрактно после его регистрации уполномоченными органами в государственном реестре и не принадлежащее ни одному из субъектов, и географическое обозначение, которое после подачи заявки и получения свидетельства на его использование является собственностью заявителя. То есть зарегистрированное географическое обозначение может существовать, даже если никто не подал заявку на его использование, а географическое обозначение, на которое поданы заявки на использование, может иметь множество собственников, если они придерживаются указанных в законодательстве требований и получат свидетельства.

Закрепление и определение в Законе собственника очень важно, так как приведет к более качественной охране и свое временному предупреждению нарушений данного правового средства индивидуализации товаров. Тем самым это предоставит возможность возложить на собственника дополнительные права и обязанности для стимулирования качественного производства товара и повышения его репутации на международных рынках. Да и вообще, без собственника существование отношений собственности невозможно. Учитывая то, что Украина уже вступила во Всемирную торговую организацию, уделить внимание данному институту крайне важно и необходимо.

Источник: Юридическая практика №1 (576) от 13.01.2009

Возврат к списку публикаций

Быстро и конфиденциально.
Квалифицированный специалист даст бесплатную консультацию по телефону, поможет Вам определиться и назначит встречу в удобное Вам время.
Звоните прямо сейчас по телефону: +7 (495) 775-85-78

Пишите по адресу: moscow@hbcomp.co.uk


Новости

19.09.2017 18:02:00

Получение LEI-кода становится обязательным в странах G20

Страны Большой Двадцатки (G20) приняли решение о необходимости пол ...

Подробнее

18.09.2017 17:59:00

БВО расширили список стран для обмена налоговой информацией

Налоговая служба Британских Виргинских островов в лице международн ...

Подробнее

15.09.2017 14:44:00

Кайманы – лучшие в рейтинге The Banker

Английский ежемесячный журнал The Banker, посвященный международны ...

Подробнее